Саша Черный
В октябре 2020 года в рамках 13-х Потёмкинских чтений был открыт 2-й выпуск Устного Альманаха – «Деятели культуры Серебряного века», посвящённый 140-летию со дня рождения Саши Чёрного – друга и соратника Петра Потёмкина, чье имя носит музей детской школы изобразительных искусств и ремесел.
Удивительно, что судьба свела двух талантливых и таких непохожих друг на друга людей: замкнутого, малообщительного, колкого Сашу Чёрного и аристократичного, жизнерадостного, артистичного Петра Потемкина. В их отношениях было все: и ревность, и соперничество, и трогательная дружба в эмиграции.
На протяжении всего мероприятия прослеживались не только жизнь и творчество поэта и прозаика Саши Черного, но и переплетение литературных исканий двух собратьев по перу. Наиболее ярко их талант проявился в юмористическом журнале «Сатирикон», создавшем целое направление в русской литературе. Остроумные фельетоны в нём часто перемежались с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем.
В журнале печатались такие «звёзды» отечественной журналистики, как Аркадий Аверченко, Осип Дымов, Влад Азов, сатирики Теффи, Василий Князев, Саша Чёрный и Аркадий Бухов, известные писатели Леонид Андреев, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Пётр Потёмкин.
С иллюстрациями выступали прославленные русские художники Борис Кустодиев, Иван Билибин, Александр Бенуа.
Работа сблизила и объединила Сашу Черного и Петра Потемкина. Их тексты были особенно популярны: читатели заучивали строки едкой политической сатиры наизусть, цитировали их в общественных местах. Их язвительного языка боялись власти, они изымали тиражи журналов и сборников, закрывали издания.
Октябрьскую Революцию оба поэта не приняли и эмигрировали за границу. Жизнь в эмиграции тяжёлым грузом легла на души русских литераторов. В их душах произошёл переворот: они с новой силой полюбили всё русское – всё то, что ещё недавно являлось предметом их творческих нападок.
За границей Саша Чёрный работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскоязычной публикой, ежегодно участвовал в «Днях русской культуры» и т. д. Им написано множество великолепных стихов и рассказов для детей.
В Германии оба издали книги: Саша Чёрный – самый знаменитый его сборник стихов «Детский остров», П. П. Потёмкин – второй свой сборник «Отцветшая герань. То, чего не будет».
Оба закончили свой творческий и жизненный путь во Франции: П.П. Потёмкин – 21 октября 1926 г. в возрасте 40 лет (в определенной степени это мероприятие – дань памяти поэта), Саша Чёрный – чуть позже в 1932-м.
На смерть своего друга Петра Потёмкина Саша Чёрный откликнулся статьёй «Путь поэта» и стихотворением «Соловьиное сердце». Он же написал вступительную статью к сборнику избранных произведений П. П. Потёмкина, изданному в Париже в 1928 г.
Для нас, орловцев, его «Путь поэта» - это ступень к возвращению из незаслуженного забвения славного земляка Потёмкина – поэта, драматурга, переводчика, шахматиста. Примечательно, что статья ни разу не перепечатывалась в нашей стране. А ведь она представляет интерес не только для анализа отношений двух крупных поэтов Серебряного века, но и для почитателей разностороннего дарования Саши Чёрного.
Устный Альманах подготовила и провела руководитель структурного подразделения Жучкова Т.А., в нем приняли участие заместители директора школы искусств и ремёсел С. Т. Широбокова, С. В. Чумакова и девочки Арина Чумакова и Вероника Пикалова, которые декламировали детские стихи Саши Чёрного. Эти стихи были прочитаны на фоне выставки детских рисунков, выполненных по его произведениям.
Рассказ о поэтах Серебряного века сопровождался показом слайдов, дополняющих его.
Гости мероприятия оставили свои положительные комментарии в книге отзывов.